Что такое репрессии?


Новости дня России и мира
31 Май 2021
Политика

Следующая статья:

Репрессия, т. е. силовое подавление свободы человека, — явление универсальное и нашему роду изначально свойственное. И существует столько же, сколько и человек. Репрессия завязана на самой человеческой свободе. Тирания «злых людей» над «слабыми людьми» — это едва ли не первые известные плоды свободы: Каин и Авель.

По мере оформления и упрочнения общественных связей репрессии обретают некоторую логику. Племя и род сдерживают спонтанное, иррациональное насилие индивидов, выставляя против него набор собственных репрессивных обычаев и законов: принцип талиона, «око за око». В те же времена, вместе со становлением общественных организмов, — репрессии начинают обретать идейное, этическое обоснование и массовый характер.

Людской мир делится тогда на тысячи разрозненных общежитий, каждое со своими тотемами и табу, — и репрессиям может подвергаться всякий, кто чтит другие тотемы или нарушает табу. Репрессии могут обрушиться на целое соседнее племя, живущее по иным обычаям и по отношению к которому морально допускалось почти любое насилие. Это время трайбализма, когда могуществу рода и племени отдельный человек приносился в жертву без колебаний. Жестко очерченная сакральная идентичность, для которой окружающий мир выступает источником вражды, страха и ярости. Племя отчуждается от мира и устанавливает вокруг себя плотный занавес, а репрессии — действенный способ занавес держать.

Читайте также:  Любого человека можно вынудить признаться в чем угодно

Принципиальные перемены начинаются лишь с возникновением античных глобальных цивилизаций. У греков и римлян тех времен впервые возникают представления об универсальных, ойкуменических идеях: благо, красота, добродетель. Эти идеи имеют отношение к совершенно любому индивиду и уже не измеряются племенной территорией или традицией крови. Различие же своих и чужих богов порождает не вражду, но исследовательскую интригу. Многовековой дискурс трайбализма впервые подвергается критике, иронии: если бы лошади и быки могли созидать, то и богов бы они созидали по собственному виду, — пишет грек Ксенофан из Колофона. Репрессивная природа людей конечно же не снижает и в античности свои обороты, — но из-под нее убирают идейные основания. Инакомыслие признается античной цивилизацией и активно поддерживается. На всей огромной территории Римской Империи никакому народу и племени не препятствовали видеть мир по-своему. И по-своему верить. Более того, римляне с удовольствием перенимали с подвластных земель самые странные, экзотические представления. И триумфальное историческое шествие христианства, если смотреть на него как на феномен культуры, а не как на метафизическое откровение, — сделалось возможным благодаря античной универсальности. «Нет эллина и иудея», — безусловно, это эллинская, экуменическая мысль.

Читайте также:  Финансист спрогнозировал рост доллара до 125 рублей

Собственно, вся дальнейшая история человечества являет собой переплетение и антагонизм этих двух подходов к репрессиям: трайбалистского и экуменического. В обоих случаях репрессии отчуждаются из области индивидуального произвола и приватизируются общественной системой. Но одном случае они сакрализуются и превращаются в самый убедительный аргумент для борьбы за сохранность существующих идей и существующей власти. В другом же случае репрессиям отводится лишь та роль необходимого насилия, что позволяет не превратить совместную жизнь индивидов в нескончаемый ад «войны всех против всех». В трайбалистской картине мира репрессии направлены против свободы в принципе. В экуменической — против тех известных «темных» сторон свободы, которые угрожают свободе как целому. Здесь отношение с репрессивным элементом чем-то напоминает историю из фильма «Терминатор 2», где машину, изначально созданную в качестве разрушителя, — перепрограммируют и вносят в ее жесткий диск гуманистический дискурс и элементы стоической философии.

Кажется, что эволюционные преимущества экуменического варианта очевидны. Но это не так. Огромное количество людей и сейчас воспринимает свободу не иначе, как свободу «темных» ее сторон. Эти люди с ожиданием смотрят в сторону тех, кто обещает им вместо свободы, — понятные, отчетливые и развеивающие тревогу смыслы. Кто обещает им вернуть «по-настоящему правильных», «своих», — богов. И не факт, что люди вообще склонны осознать себя универсальным, сложным и разно-уровневым организмом, — человечеством. Даже в перспективе. Но именно такими безнадежными перспективами всегда и занимаются гуманисты.

Читайте также:  Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии

 


 Курсы валют
Курс ЦБ
$  71.68
 87.33
 Новости партнеров
Loading...
Свежие записи
Почему не награждены убитые в Казани учителя?
NBC: Байден передаст Путину «жесткий сигнал»
Для новых поколений украинская независимость является естественным явлением
Власти США вернули Камбодже древние статуи
Жена брянского губернатора вновь возглавила рейтинг самых богатых супругов глав регионов
Новости дня России и мира 2021 · © ·Все права защищены Наверх