Доницетти «на лабутенах»


Автор скандальной версии «Тангейзера» Тимофей Кулябин во вторник представил свою первую постановку в Большом театре. Анна Кочарова посмотрела новую версию итальянской комической оперы с персонажами из нашей жизни.© Фото: предоставлено пресс-службой Большого театраАнна Кочарова, МИА «Россия сегодня»

Постановка комической оперы Доницетти «Дон Паскуале» стала первой работой режиссера Тимофея Кулябина после грандиозного скандала с «Тангейзером». Нет нужды объяснять, что любых разговоров о судебном деле и его «шлейфе» режиссер избегает. Но приходится констатировать: Кулябин теперь для многих зрителей — это режиссер «того самого «Тангейзера».

Современно, но без провокаций

Нынешняя работа Кулябина лишена какой-либо провокационности. Возможно, он намеренно избегал эффектных, но шокирующих ходов. Возможно, причина кроется в самом сюжете оперы: ведь женитьба старика (дона Паскуале) на молодой женщине (вдове Норине) вряд ли может сегодня считаться провокацией.

Вереница несуразиц, переодеваний, комичных ситуаций и счастливая концовка напоминают нам о традиционных масках итальянской комедии дель арте. Но режиссер Кулябин настаивает на том, что для него было важным оживить этих героев, найти прототипы в нашей сегодняшней жизни.

Именно стремление к правдивости и стало поводом для переноса действия спектакля в наши дни. В итоге дон Паскуале — заслуженный ученый вымышленного Римского университета, известный археолог.

Читайте также:  Минобороны займется укреплением линии культурного фронта

© Фото: предоставлено пресс-службой Большого театраПремьера оперы «Дон Паскуале» в Большом театре
Герои скетч-шоу на оперной сцене

Историю главного героя мы узнаем из фильма «о жизни дона Паскуале», который демонстрируется на настоящем киноэкране во время увертюры. Накануне своего 70-летнего юбилея этот уважаемый человек (ни разу до этого не женатый, ведь вся жизнь его — «служение науке») решает жениться.

Тимофей Кулябин уверен, что нелепому и комичному главному герою присущи и трагические черты: одиночество, наивность, стремление к семейному счастью, которое оборачивается дурацкой и смешной историей. Компания молодых людей, что называется, водит его за нос, а взбалмошная молодая сначала невеста, а потом жена тратит его деньги направо и налево.

© Фото: предоставлено пресс-службой Большого театраПремьера оперы «Дон Паскуале»

Сюжетная схема напоминает какое-нибудь юмористическое скетч-шоу на развлекательном телеканале, где есть престарелый муж и молодая циничная жена на шпильках.

По сути — они те же маски комедии дель арте, только уже нынешнего, XXI века.

Молодая Норина — скучающая вдова — предстает в нынешней постановке в образе «девушки на лабутенах». Красные подошвы туфель не мелькают на сцене, но Норина во многом повторяет растиражированный образ из недавнего клипа Шнура и группировки «Ленинград».

Читайте также:  Ученые обнаружили библейский город Секелаг

В отличие от потерпевшей фиаско героини клипа, Нарина в итоге становится в этой постановке главной. Она распоряжается всеми мужчинами, которые ее окружают, не подчиняется ни своему дряхлеющему мужу, ни приятелю, доктору Малатесте, который и втянул ее в эту аферу.

А мужчины рядом с ней совершенно безвольны. Ее истинный возлюбленный Эрнесто (он же племянник дона Паскуале) вообще предстает инфантильным молодым человеком в подростковых нарядах. Остается загадкой, почему он привлекает эту хитрую и умную молодую модницу.

Для режиссера важно оправдать и понять героев на сцене — именно поэтому он переносит сюжет в наши дни.

Существует распространенное предубеждение, что опера — жанр академичный и закостеневший. И перенос вроде бы знакомых и хрестоматийных сюжетов в наши дни у публики порой вызывает недоумение.

Но именно актуализация и роднит оперу с драматическим театром, который живо реагирует на происходящее вокруг. Продлевает ее жизнь, даже несмотря на то, что не всегда современные концепции постановщиков оказываются удачными.

Вряд ли оперу можно и нужно рассматривать как некий охраняемый заповедник. Ведь когда композиторы прошлого совместно с либреттистами писали свои шедевры, они также наблюдали за людьми вокруг, высмеивали недостатки общества, выражали собственные эмоции и переживания.

Читайте также:  Сколько стоит твоя совесть?

© Фото: предоставлено пресс-службой Большого театраПремьера оперы «Дон Паскуале» в Большом театре
Дебюты в Большом

Эта работа стала для Тимофея Кулябина, по его словам, первым опытом постановки комической оперы. Это для него и дебют в Большом, на Новой сцене театра.

По словам генерального директора Большого театра Владимира Урина, переговоры о совместной работе начались еще до скандального разбирательства с «Тангейзером».

Но именно в разгар громкого дела — возможно, в качестве поддержки, или высказывая таким образом свою позицию — Урин заявил прессе, что Кулябин поставит «Дона Паскуале».

В первый состав исполнителей пригласили итальянца Джованни Фурланетто (Дон Паскуале), который славится интерпретациями героев Доницетти и Россини. Компанию ему составляет испанец Селсо Альбело (Эрнесто) и солистка Большого Венера Гимадиева (Норина).

Во втором составе партии соответственно распределены между приглашенным солистом Большого Николаем Диденко, солистом Новой оперы Алексеем Татаринцевым и солисткой Большого Кристиной Мхитарян.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Курсы валют
Курс ЦБ
$  62.83
 70.61
 Новости партнеров
Loading...
Свежие записи
Названы «25 самых влиятельных людей в интернете»
Продолжается переливание из «пустого в порожнее»
Допрыгался: гендиректора «Рустави 2» снимают с должности
Власть, не разводи канитель с изменением Конституции
Либеральные СМИ утаивают информацию, разоблачающую кандидатов-оппозиционеров
Новости дня России и мира 2019 · © ·Все права защищены Наверх