Друзья Гейдара Джемаля рассказали обстоятельства его смерти в Алма-Ате


Гейдар Джемаль был человеком, вокруг которого шли непрерывные споры. Его философские мысли не приветствовались в годы советской власти, за что он был отчислен из Института восточных языков при МГУ и до 1989 года состоял на учете в МВД в качестве диссидента. Но и в новейшей истории России его жизненный путь оказался тернистым: была запрещена «Исламская партия», которую он создал, закрывались по обвинению в экстремизме его телепередачи. Были и конфликты с исламским духовенством, например — вокруг книг Джемаля или его предложений изменить российский герб. «МК» попросил рассказать о жизни и последних днях Джемаля близких ему людей — двух муфтиев и писателя Эдуарда Лимонова.


фото: youtube.com

Муфтий Альбир хазрат КРГАНОВ:

— Гейдар Джемаль вел очень большую общественную и просветительскую работу, много ездил по регионам и за пределы России. Последняя такая поездка была в Алма-Ату, где он ушел от нас. Мы, мусульмане молимся и говорим, что все мы — от Всевышнего и к Нему возвращаемся. Ушел очень активный и известный стране философ и мыслитель, у которого были свои взгляды на актуальные вопросы, волнующие мусульман и все российское общество. Он очень смело полемизировал на эти темы. Часть общества соглашалась с его взглядами, у другой части они вызывали негативные оценки. Но очень важно, что он всегда имел собственное мнение. У него была и полемика с мусульманским духовенством: Джемаль иногда высказывал достаточно спорные тезисы, например — по вопросам суннизма и шиизма или относительно понимания традиционного ислама. Не все, мягко говоря, разделяли его точку зрения, но еще сам пророк Мухаммед с благословения Всевышнего говорил, что «когда есть разные мнения — в моей умме это милость», и нужно находить правильные решения в споре. То есть спорить в Исламе можно, но соблюдая нормы этикета и правила. Гейдар Джемаль их соблюдал, предоставлял серьезную аргументацию своего мнения, поэтому к нему всегда относились уважительно.

Эдуард ЛИМОНОВ:

— Я многие годы знал Джемаля, одно время довольно часто бывал в его коммунальной квартире в Мансуровском переулке, не раз пользовался его книгами: он мне подарил «Революцию пророков», я ее прочитал и она стоит у меня на полке, это — книга большого мыслителя, от Гейдара я лучше узнал биографию пророка Мухаммеда. У него дома я встречал известных и уважаемых на Кавказе ученых, политиков и религиозных деятелей. И с Максимом Шевченко я там познакомился. Это было чем-то вроде неформального интеллектуального клуба. Однако Джемаль никого не агитировал за ислам, меня например невозможно на что-то сагитировать, но он многое разъяснял. Я присутствовал на нескольких его лекциях в МГУ, одно время они были очень модными, на них ходила масса светских людей. Эти лекции были очень интересными и неожиданными. Однажды я с ним ездил в Казань, мы посещали различные мечети, нас принимали знаменитые богословы, Гейдара и на улицах постоянно узнавали. Он в Татарстане очень популярен.

Муфтий Рушан хазрат АББЯСОВ:

— По моей информации, Джемаль находился в Алма-Ате на лечении, но пытался использовать это время и для различных встреч, когда нормально себя чувствовал. Он больше известен, как философ и политический деятель, чем в качестве религиозного деятеля, поэтому официальные религиозные структуры часто дистанцировались от его заявлений, хотя с некоторыми рациональными идеями были согласны. Он не согласовывал с духовенством свои лекции. Но нам было интересно знакомиться с его мыслями. К его книгам отношение тоже было неоднозначным, поэтому духовенство их официально не рецензировало, но, безусловно, читало. Скорее негативным, или настороженным, было и отношение к политической деятельности Джемаля, его попытке создать партию по конфессиональному признаку. Мы — вне политики во все времена, и считали, что в нашей многонациональной стране создавать партию, основанную на одной из религий, не совсем уместно. Это подразумевало бы некоторое разделение, а нас всех в первую очередь объединяет то, что мы — граждане нашей России. Позже был принят и закон, запрещающий такие партии, мы его поддержали. Ислам дистанцируется от политики, наши ученые всегда говорили: «Прибегаем к помощи Аллаха, а от наущений шайтана, и политики — бережемся». В политике часто меняются ориентиры, а вера — это вечная ценность. Но Джемаль сыграл огромную роль в формировании общественных организаций, которые отстаивают права и интересы мусульманского населения и способствуют общению с другими общественными организациями.


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Курсы валют
Курс ЦБ
$  64.22
 70.94
 Новости партнеров
Loading...
Свежие записи
Amnesty International осудила преследование якутского шамана
Сколько немцев не могут оплатить электричество
Полицейские пожаловались на начальство, которое вынуждает их брать взятки
Николай Травкин: «Иду, — говорит, — зло из Кремля изгонять»
Япония не признала переданные Россией останки 600 военнопленных
Новости дня России и мира 2019 · © ·Все права защищены Наверх