Последний парад наступает


России нужен настоящий, а не «потешный» Военно-морской флот

Вот и отгремел парад в честь Дня ВМФ России. Как сообщалось, глава Нам обещали сделать это зрелище незабываемым. И действительно, шоу вызвало восхищение у обывателей. Моя сестра из провинции, позвонив поздравить с праздником, восхищалась: «Вадим, как же красиво было всё, как радостно, что у нас есть такой сильный флот!» Увы, специалисты смотрели на этот парад совсем другими глазами.

Да, флот у нас есть. Но отвечает ли он потребностям великой морской державы, какой продолжает считать себя Россия? Ведь полноценное обеспечение национальной безопасности нашей страны, протяжённость только морских границ которой составляет более 38 тыс. километров, без современного ВМФ невозможно. К сожалению, этот аргумент, который на словах поддерживается на всех уровнях государственной власти, на деле оборачивается разрушением. Причём речь идёт не о каких-то отдельных недостатках, а о крушении всей системы, определяющей полноценное существование Военно-морского флота как такового. Говоря конкретно, одновременно продолжается разрушение системы управления единым ВМФ и системы военно-морского образования, деградация потенциала военного кораблестроения, а также старение и сокращение корабельного состава, происходящее на фоне показной замены полноценных старых кораблей новыми катерами. Следствием же всего этого является ощущение трагедии происходящего для личного состава, прежде всего офицеров и адмиралов, реально почувствовавших на себе крушение идеалов в отношении дела, которому они посвятили свою жизнь.

«Сухопутные» моряки

В «Основах государственной политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2030 года», утверждённых указом президента от 20 июля 2017 года, перечислены три амбициозные задачи – сохранить второе место в мире по уровню мощи флота, обеспечить масштабное военно-морское строительство и создать группировку авианосцев. Прошедший 25 июля морской парад продемонстрировал полную неясность того, как же выполняются эти главные задачи.

Если вспомнить, то задача строительства авианосцев была обозначена ещё в подписанных в 2000 году «Основах государственной политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 года». Однако за это время Россия не то что не построила, но даже не приступила к строительству отечественного авианосца. Да, их создание является спорным вопросом, и существуют различные мнения относительно того, так ли уж необходимо в современных условиях иметь авианосцы. Но в таком случае следовало бы как-то обозначить позицию и определиться, какой флот мы хотим создать. Иначе же складывается ощущение, что вопрос просто отложили в долгий ящик по принципу «подумаем об этом завтра».

Читайте также:  YouTube заблокировал канал лидера «Мужского государства»

Тем временем был загублен даже единственный авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Если же говорить о затратах на его постоянные ремонты, то на эти средства вполне можно было построить большой современный боевой корабль. Но, честно говоря, у нас для этого просто нет технических возможностей и мощностей, да и кадры кораблестроителей утеряны.

Кто должен решать эти вопросы? Здесь стоит вспомнить, что ещё в сентябре 2001 года по поручению президента постановлением № 662 была создана Морская коллегия при правительстве РФ и утверждено положение о ней, в соответствии с которым она стала постоянно действующим координационным органом. В состав Морской коллегии были включены 11 министров и руководители ключевых ведомств. Однако 20 лет существования комиссии показали, что этот представительный во всех отношениях орган более декоративен, чем практичен. Ещё бы – за 20 лет не появилось ни одного заметного практического действа в сфере строительства ВМФ.

Здесь же надо отметить, что кораблестроительной программы ВМФ после развала СССР, по сути, и не появилось. В декабре 2012 года была утверждена программа «Развитие судостроения на 2013–2030 годы», однако про военное судостроение там говорилось только одно – обновить производственную базу предприятий оборонно-промышленного комплекса. В результате как таковая программа строительства ВМФ включается сегодня отдельным пунктом в государственную программу вооружения. Но делается это по остаточному принципу. Почему? Да потому, что согласно недавним решениям Военно-морской флот у нас перестал существовать как отдельный вид Вооружённых сил. Главкомат ВМФ оказался опущен до роли департамента Минобороны. Это привело не только к потере управления ВМФ как единым цельным организмом. Теперь при составлении программы вооружений флота первую скрипку играют не адмиралы, чётко представляющие цели и задачи ВМФ, а армейские генералы.

Читайте также:  Депутат Госдумы Журова предложила поднять пенсионный возраст до 70 лет

Недаром ещё в августе 2016 года журнал «Военное обозрение», представляя программу кораблестроения в разрезе Государственной программы вооружения (ГПВ) 2011–2020 годов, отмечал: «В сущности, программа судостроения ГПВ представляет собой программу строительства прибрежного флота, ориентированного на защиту морских рубежей Родины». Кстати, не зря та статья была озаглавлена «Плохое предчувствие». Так и случилось.

Не те корабли

Последнюю программу ГПВ, рассчитанную до 2027 года, планировалось утвердить в ноябре 2017 года, но этого не произошло. А ведь в этой программе просматривалось, хотя и по остаточному принципу, строительство нового авианесущего крейсера, о чём говорил тогда замглавы Минобороны Юрий Борисов, ныне занимающий пост заместителя председателя правительства РФ. Повышение произошло, а закладки крейсера так и не случилось. Но задача постройки авианосца, как уже говорилось, так и остаётся в повестке дня. Предположим, что будут найдены деньги на постройку кораблей океанской зоны, будут оборудованы места базирования. Но вот грамотных командиров, способных руководить единым флотским организмом всех уровней, у нас катастрофически не хватает, ибо сегодня установка в учебном процессе иная. В СССР действовало 11 высших военно-морских училищ, готовивших офицеров флота. В середине 90-х было закрыто около половины из них. Затем военно-морское образование добивали реформы Сердюкова, в рамках которых именитые военно-морские вузы свели в «учебно-научные центры». И вот теперь стало известно — группу санкт-петербургских вузов хотят сорвать с привычных мест и перевести в Кронштадт, что многие не без основания воспринимают как попытку освоить миллиарды рублей на строительстве и высвободить дорогую землю.

Читайте также:  Дурно пахнущая педагогическая драма

О том, что такой переезд может существенно ударить по качеству образования, как это случилось уже на примере других военных вузов, похоже, задумываются мало. А ведь подготовка опытного командира даже отдельного корабля – дело весьма затратное. Кроме того, отсутствуют всякие дискуссии по военно-морской тематике, что лишает офицеров и командиров ВМФ выработки единых взглядов на военно-морское искусство. Да что там – в последнее время даже такого термина не слышно!

Таким образом, неудивительно, что поставленная президентом амбициозная задача не допустить превосходства военно-морских сил других государств над ВМФ РФ и закрепить наш флот на втором месте в мире по боевым возможностям (именно так выглядит главная задача флота согласно новым основам госполитики в области военно-морской деятельности) вызывает скептицизм у экспертов. Ведь для этого необходимо не только сократить отставание от США, но и не дать обогнать себя Китаю, который в последнее время проводит масштабную программу военно-морского строительства. А с помощью чего это делать? По итогам 2020 года было построено порядка 40 кораблей, подводных лодок, катеров и судов обеспечения. Вроде бы это довольно много. Однако если разобраться, то внимания заслуживают разве что стратегический подводный ракетоносец «Князь Владимир» и первый серийный фрегат пр. 22350 «Адмирал флота Касатонов», а малые ракетные катера, корабли противоминной обороны и т.д. вряд ли можно считать значительным достижением в деле увеличения боевой возможности. Не следует забывать и о том, что «Адмирал Касатонов» строился с 2009 года и первоначально планировалось, что в строй он вступит в 2012 году. Так что гордиться подобным достижением стоит с оговоркой.

Да, проблем в строительстве и использовании ВМФ России тьма, и их все в отдельной статье трудно поднять. Но ясно одно: хватит уже закрывать глаза и стыдливо замалчивать проблемы ВМФ, прикрывая их красивыми парадами.


 Курсы валют
Курс ЦБ
$  71.17
 82.46
 Новости партнеров
Loading...
Свежие записи
Вокалист Motley Crue сломал ребра во время концерта
Вася Обломов будет добиваться проведения концерта в Петербурге
Зачем врать?
Зачем врать?, 0 / 5 (0 голосов)
В России заметно снизилась доходность от сдачи квартир
Россия приостанавливает работу своего постпредства при НАТО и информбюро альянса в Москв
Новости дня России и мира 2021 · © ·Все права защищены Наверх