«Сломанная психика»: почему подростки нападают на школы


Психологи рассказали, как предотвратить трагедии в учебных заведениях

11 мая студент Ильназ Галявиев устроил расстрел в казанской гимназии. В результате погибли девять человек — семь детей и две учительницы. При задержании молодой человек рассказал, что готовился к нападению заранее, а в день атаки написал о своих планах в Telegram-канале. Студент заявил, что считал себя «богом» и ненавидел окружающих людей. «Известия» пообщались с психологами и выяснили, что могло привести к трагедии и можно ли было ее предотвратить.

Казанская трагедия 

Первый учебный день после майских праздников в Казани обернулся трагедией. Утром 11 мая в гимназию № 175 ворвался ее бывший ученик, 19-летний Ильназ Галявиев, и открыл стрельбу из ружья. Жертвами Галявиева стали семь детей и две учительницы — начальных классов и английского языка.

Еще 23 человека попали в больницу с огнестрельными ранениями и травмами, полученными при эвакуации из здания — перепуганные дети выпрыгивали из окон, чтобы спастись. Двое школьников находятся в крайне тяжелом состоянии.

Напавшего на гимназию Галявиева задержали на месте преступления. На записи, сделанной силовиками, видно, что молодой человек ведет себя неадекватно: кричит, что ненавидит людей, и считает себя избранным.

«Летом во мне начал пробуждаться монстр, я начал ненавидеть всех, я всегда всех ненавидел», — заявляет Галявиев.

Во время беседы с сотрудниками ФСБ студент рассказал, что два месяца назад осознал себя «богом» и захотел заявить об этом всему миру. С этой целью он получил разрешение на оружие, приобрел гладкоствольное ружье и решил напасть на школу. За неделю до атаки создал Telegram-канал под названием «Бог», а в день ее совершения разместил там фото в маске и написал, что собирается убить много людей. Несмотря на странное поведение Галявиева и его публичные предупреждения, остановить его никто не попытался.

Психологи рассказали «Известиям», можно ли было предотвратить нападение и как распознать агрессора и вовремя остановить его.

Портрет стрелявшего 

Для того чтобы понять, из-за чего произошла трагедия, нужно составить портрет напавшего на школу и выяснить мотивы, сподвигнувшие его на преступление, объясняет клинический психолог Игорь Дар. 

Читайте также:  Скрипач, я лично тебе пальцы переломаю. Как силовики запугивали людей накануне митинг

— Как правило, причиной является низкая самооценка, компенсированная желанием доказать всему миру, что «я чего-то стою». Этот человек завел блог в Telegram, где назвал себя богом, пришедшим в этот мир, чтобы его опустошить и наказать тех, кто виноват во всем, — отмечает Дар.

  В конце апреля Галявиев был исключен из колледжа, где учился на четвертом курсе, и три дня спустя приобрел оружие для совершения атаки. Пока неизвестно, какие отношения у него были в школе и подвергался ли он травле, но, скорее всего, молодой человек таил в себе большую злость и обиду, считает психолог. Ильназ Галявиев, устроивший стрельбу в школе № 175, во время избрания меры пресечения в Советском районном суде

— Только проявление крайней степени негодования и, как следствие, внутренней обиды могло заставить человека пойти на такое. Скорее всего, это накопленная злоба и неоправданные ожидания, — считает собеседник «Известий».

В рамках расследования дела молодому человеку предстоит пройти психолого-психиатрическую экспертизу, которая установит, был ли он вменяем в момент совершения преступления. По мнению Игоря Дара, вполне вероятно, что подозреваемый страдал шизофренией или другим психическим расстройством. В Следственном комитете России (СК РФ) сообщили, что в 2020 году Галявиеву ставили диагноз, свидетельствующий о заболевании головного мозга, однако на учете у специалистов он не состоял. По данным источника «Известий», у студента обнаружили менингиому головного мозга и подозрение на энцефалопатию.

Зачастую пассивная агрессия подается под видом заботы или пожелания лучшего. Иногда ее примерами служат даже комплименты, например «как тебе идет быть полным», объясняет психолог. 

— Дети с осознанием своей уникальности и самоценности пропустят такие слова мимо ушей, неуверенный ребенок сожмется, как пружинка. И такие пружинки рано или поздно выстреливают в прямом и переносном смысле, — говорит собеседница «Известий». 

Для того чтобы ребенок не стал жертвой травли, родителям необходимо укреплять его самооценку и независимость от чужого мнения, обеспечивать принятие и доверие в семье и напоминать о том, что класс и школа — это не весь мир, считает Ксения Аверс. 

Читайте также:  Почему Кадыров промахнулся

— Научите ребенка избегать конфликтов с агрессорами, поскольку они хотят одного — подтверждения своей значимости. Агрессору важно объяснить, что ему не нужно причинять кому-то вред, чтобы утвердиться в коллективе, потому что его и так все видят и принимают, — говорит психолог.

Сломанная психика

По утверждению психолога Ксении Аверс, 90% людей, совершающих подобные преступления, — это слабые люди со сломанной психикой и подавленной агрессией. Насилие в их картине мира — единственный способ заявить о своем существовании миру, занять значимую позицию и подчеркнуть важность собственной личности. Оставшиеся 10% — осознанные агрессоры со стертой гранью вседозволенности и безнаказанности. 

— Такие дети подвергались психологическому насилию, буллингу со стороны сверстников, учителей и не умели отстаивать свои границы или давать адекватный отпор в силу разных обстоятельств, — считает Аверс.

— С открытой агрессией наши учителя еще как-то умеют работать в классах, пассивная же недавно пришла к нам с новой «культурой» общества. И многие родители и учителя не считают нужным реагировать и учить детей правильно реагировать на нее.

Распознать агрессора 

Лучший способ предотвратить трагедию — вовремя выявить проблему (травлю, проявления агрессии, психические расстройства) и оказать человеку помощь, считают психологи. Правда, распознать агрессора и догадаться о его намерениях может быть непросто. 

— Такие люди очень плохо социализированы, а для того чтобы разглядеть подобные настроения, нужно хотя бы быть с ними на связи, — говорит медицинский психолог и судебный эксперт-психолог Олег Долгицкий. — В анамнезе таких подростков часто встречается насилие со стороны близкого окружения, случаи пиромании, издевательств над животными, но об этом никто не догадывается просто потому, что не общается с ними.

  По его мнению, «тихим агрессорам» может помочь общение: так они будут вовлечены во взаимодействие с другими людьми, и «чем больше у них будет связей, тем ниже окажутся риски совершения преступления».

— Склонность к насилию можно разглядеть по замкнутому поведению человека и его интересам, например литературе, культу оружия или людей, доказывающих всё силой, — добавляет психолог Игорь Дар. — Потому родителям нужно чаще беседовать со своими детьми, знать, чем они увлекаются, что их беспокоит.

Читайте также:  Проект о запрете неперерабатываемого пластика внесут в Госдуму осенью

Человек, решившийся на убийство, никогда не идет на этот шаг неожиданно, добавляет Элена Гамаюн. Он может озвучивать свои мысли заранее, изучать паблики о насилии, читать статьи о взрывах или изготовлении оружия. Всё это может оказаться «тревожными звоночками» и поводом для беседы с подростком или посещения специалиста.

Работа психолога 

Работа психологов с подростками — важный аспект в профилактике подобных трагедий, считают опрошенные «Известиями» эксперты. 

— Необходимо восстановить практику работы школьных психологов, которой сейчас практически нет. Профессионал не пойдет на эту должность из-за низкой оплаты труда. Но именно наличие психолога помогло бы избежать очень многих суицидов, стрессов, которым подвергаются наши дети, — считает клинический психолог Игорь Дар. 

В частности, такие специалисты могли бы проводить различные тестирования, например диагностику агрессивности или реализовывать проективные методики, добавляет психолог Элена Гамаюн. Периодические исследования позволяли бы выявлять подростков, склонных к проявлению насилия, а затем с ними проводилась бы отдельная работа.

— Многие проблемы можно было бы выявлять на раннем этапе. Агрессия не возникает за пять минут, она копится в течение долгого времени, человек затаивает обиду, — говорит эксперт. — Кроме того, психологи могли бы работать с жертвами и источниками травли, которые могут быть в классе. 

По мнению Игоря Дара, подросткам могла бы помочь информационная онлайн-платформа, где каждый школьник смог бы почитать о том, что ему интересно: о профориентации, половом воспитании и агрессии со стороны окружающих. 

— Там бы предлагались и доступные анонимные онлайн-консультации. Только так мы сможем работать на опережение, — считает психолог. 

По словам эксперта, очень важно не допускать романтизации личности преступника среди подростков. Лучше донести до них, что из любой ситуации есть мирный выход, а люди, которые идут на такие поступки, губят не только жизни других людей, но и свою собственную.


 Курсы валют
Курс ЦБ
$  72.22
 85.99
 Новости партнеров
Loading...
Свежие записи
ЕР за 20 лет провела уже 20 съездов и за это время сделала немало
РПЦ отбирает единственную в Рязанской области «французскую школу»
«Как-то будут это совмещать». У школьников не будет каникул во время выборов в Госдуму
Уволить за отказ от вакцинации нельзя — Минтруд
В российском регионе решили построить колонию для молодежи с логотипом TikTok
Новости дня России и мира 2021 · © ·Все права защищены Наверх