Страна несбывшихся программ


«Средняя зарплата в стране к 2020 году будет не меньше 2,7 тысячи долларов», — такие и другие обещания правительства распространяли СМИ в 2008 году, когда была опубликована «Стратегия-2020» — концепция долгосрочного развития России под авторством Минэкономразвития во главе с Эльвирой Набиуллиной.

В последующие годы главная стратегия развития страны неоднократно пересматривалась — в редакции «Стратегии» от 2012 года авторства НИУ ВШЭ и РАНХиГС оптимизма было заметно меньше, зато многие рекомендации правительство в итоге взяло на вооружение. Разбираемся, как прогнозы российского правительства соотносятся с реальностью спустя десять лет.

Рост ВВП: 1 процент в год вместо 6

Объем ВВП (стоимость произведенных в стране товаров и услуг за год) к 2020 году должен был вырасти в 2,3 раза по сравнению с уровнем 2007 года, а средний рост до 2020 года должен был составить 6%. В реальности за последние 10 лет этот показатель составил 1%, а всего ВВП вырос на 7,5%. За это же время мировая экономика выросла на 35%. Темпы роста в России в два раза хуже показателей роста ВВП уже развитых стран (США, ЕС и т. д.), а развивающиеся экономики (Китай, Индия и т. д.) опередили Россию по росту ВВП в 7 раз.

Также планировалось повышение доли России в мировой экономике с 3,2% мирового ВВП в 2007 году по паритету покупательной способности (ППС) до 3,8% в 2015 году и 4,3% в 2020 году. На самом деле доля России в мировом ВВП по ППС не выросла, а немного снизилась — до 3,16% в 2017 году.

По объему ВВП по ППС Россия должна была попасть в первую пятерку — это действительно произошло, но после 2014 года Россия откатилась на шестое место, пропустив вперед Германию. По номинальному ВВП, по которому определяется вес страны в мировой экономике, Россия откатилась за пределы первой десятки.

ВВП на душу населения, который правительство называет «обобщающим показателем уровня жизни», должен был вырасти c 14 тысяч долларов в 2007 году до более чем 30 тысяч долларов в 2020 году, как написано в «Стратегии» — до среднего уровня государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По этому показателю Россия недалека от цели — 28 957 долларов. Только в странах ОЭСР (наиболее развитых экономиках мира) этот показатель уже около 45 тысяч долларов. Сейчас Владимир Путин поставил новую цель — увеличить этот показатель на 50% к 2024 году. Предыдущий раз ВВП на душу населения в России вырос наполовину за 14 лет. Также Путин ставит цель уже в 2020 году сделать темпы роста российской экономики выше среднемировых — 4%. По прогнозу Всемирного банка на 2019 год рост ВВП России будет в два раза ниже среднемирового — 1,5% против 2,9%.

Инфляция: 1000 рублей превратились в 418

В планах правительства на последние 10 лет было и стабильное снижение инфляции. С 13% в 2008 году она должна была упасть до 4% уже в 2015 году, а к 2020 году до 3%. В 2017 и 2018 году инфляция действительно была низкой — 2,5 и 4,3 соответственно. Но в целом прогнозы на стабильное снижение инфляции не сбылись: низкой инфляции в последние два года предшествовали резкие скачки цен в 2014—2015 годах — 11,5 и 13%. В 2019 году инфляция вновь отклонится от целевых показателей — из-за повышения НДС по прогнозу Центробанка цены вырастут на 5,5%. Если же перевести инфляцию за последние 10 лет на язык простых чисел — 1000 рублей превратились в 418 рублей. Средний курс рубля по отношению к доллару США в 2007 году снизился с 25 рублей до 62 рублей в 2018 году.

В редакции «Стратегии» 2012 года составители признают, что в предыдущие годы инфляция ни разу не уложилась в цели ЦБ. Тогда эксперты предлагали властям выбор: удерживать курс рубля и иметь высокую инфляцию или отпустить курс и сдерживать инфляцию на минимуме. После кризиса 2014−15 годов ЦБ придерживается последней стратегии — курс рубля отправлен в свободное плавание, а инфляция сдерживается высокой процентной ставкой ЦБ (в два раза выше инфляции), которая в том числе не позволяет удешевить кредиты по стране.

Читайте также:  «Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы…»: методы исправления по-туркменски

В разговоре с «МБХ медиа» руководитель авторского коллектива «Стратегии-2020» редакции 2012 года Кирилл Рогов признает, что уже на момент ее публикации было понятно, что макроэкономическая часть будет одной из немногих, принятых на вооружение правительством.

Инфляция — один из важных показателей макроэкономической стабильности, которая была необходима для воплощения планов правительства создать в Москве финансовый центр мирового уровня. На деле из-за осложнений отношений с Западом и проблем с устойчивостью курса национальной валюты по индикатору Global Financial Centres Index (GFCI) Москва снижалась в рейтинге мировых финансовых центров. В 2018 году столица России заняла 83 место.

Бедность: недостижимые хотя бы 6%

В 2008 году правительство хотело снизить количество бедных (сегодня это граждане с доходом ниже 10 тысяч рублей) в два раза — с 13,4 до 6−7% в 2020 году. Этот процесс идет не по графику — к 2018 году бедными остаются те же 13% россиян. В абсолютных цифрах — 19,3 миллиона человек. В последние годы это число только росло. Теперь целевой показатель бедности в 6% перекочевал в новые майские указы Путина и должен быть достигнут к 2024 году.

Обещание 2008 года о средней зарплате к 2020 году в 2,7 тысячи долларов очень далеко от воплощения. В 2018 году этот показатель перевалил только за 40 тысяч рублей — около 600 долларов при курсе в 65 рублей. Теперь на 2024 год Минэкономики ставит более скромную цель — 800 долларов.

План увеличить долю среднего класса в России не воплощается. Сейчас, по расчетам экспертов, такими можно считать людей с ежемесячным доходом в 120 тысяч рублей в Москве и 60 тысяч — в регионах. После 2014 года такая прослойка населения снизилась с 36% до 30%.

Бюджет: НДС не по стратегии

«Российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий», — прогнозировало Минэкономразвития, а к 2020 году доля нефтегазового комплекса в структуре валового внутреннего продукта сократится до 10−12% (с 18,7% в 2007 году). Сейчас доля нефти и газа в ВВП России действительно близка к 12%. Но их доля снизилась из-за падения цены на нефть в 2015—2016. В последние годы доля нефтегаза в ВВП продолжает расти вслед за ценами на биржах. На добычу полезных ископаемых и нефтепереработку приходится более 60% всех поступлений от экспорта. В 2018 году доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете превысит 40%.

В редакции «Стратегии» за 2012 год авторы признают ошибки правительства предыдущих лет. По их мнению, формировавшийся за счет роста экспортных доходов и инвестиционных ресурсов приток средств из-за рубежа направлялся в первую очередь на потребление и в меньшей степени — на развитие. Составители отмечают, что для экономики России, имеющей сырьевой характер, а значит, нестабильные точки роста — нефть и газ, недоступен быстрый способ роста экономики, который несырьевые страны обеспечивают при помощи увеличения госдолга и дешевых кредитов внутри страны.

Также еще в 2012 году эксперты подчеркивали, что для увеличения доходов бюджета повышение НДС неприемлемо — это окажет негативное влияние на экономическое развитие, снизит темпы роста и приведет к уходу экономики в теневой сектор, а значит, только снизит доходы бюджета от НДС. В реальности российские власти все-таки повысили НДС до с 18 до 20%, дополнительные доходы они собираются направить на национальные проекты.

Регионы: всем далеко до Москвы

«Стратегия» также предполагала сглаживание регионального неравенства и создание новых центров роста. Пока региональное неравенство остается стабильным. В 2018 году более половины суммарного объема ВРП (валового регионального продукта) сформировали десять регионов: Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Краснодарский и Красноярский края, а также Татарстан и Башкирия и Москва — с долей 20%.

Население: прибывает и убывает

Планы правительства стабилизировать численность населения на уровне 143 миллионов к 2015 году воплотились. Благодаря присоединению Крыма население даже выросло до более чем 146 миллионов человек. В последние 10 лет в России действительно был положительный демографический тренд: рождаемость превысила смертность, был значительный миграционный прирост. В это время в детородный возраст вступило многочисленное поколение 1980-х, — теперь в детородный возраст вступает малочисленное поколение конца 90-х годов и начала 2000-х. Авторы Стратегии-2020 ставили цель увеличить численность населения России к 2020 году до 145 миллионов человек (без учета Крыма). Однако уже в 2018 году численность населения вновь начала снижаться — за январь—октябрь 2018 года на 78,7 тыс. человек. Вице-премьер Татьяна Голикова по социальной политике заявляет, что рост может возобновиться только к 2023−2024 годам, когда начнет вступать в детородный возраст более многочисленное поколение второй половины нулевых годов.

Читайте также:  Протезированное общество

Пенсии: два прожиточных минимума вместо трех

План преодолеть проблемы бедности пенсионеров на данный момент далек от выполнения. В 2008 году правительство рассчитывало к 2016−2020 годам довести размер средней пенсии до трех прожиточных минимумов пенсионера. В 2018 году средняя пенсия составляла лишь полтора прожиточных минимума или 13 тысяч рублей. Теперь власти даже после пенсионной реформы обещают увеличить пенсию только до двух прожиточных минимумов. В «Стратегии-2020» редакции 2008 года речь о повышении пенсионного возраста не шла. Авторы «Стратегии» редакции 2012 года по отношению к перспективам российской экономики были настроены более пессимистично и настаивали на необходимости его повышения. Тогда предлагали поднять его до 63 лет для мужчин и женщин.

Квартирный вопрос: похуже, чем в Китае

Авторы «Стратегии» в 2008 году ставили цель за 12 лет увеличить среднюю обеспеченность россиян жильем с 22 до 28−35 квадратных метров на человека. В 2018 году этот показатель составил 25 кв.м. Сейчас Россия отстает уже не только от стран ЕС с их показателем в 45 кв.м., но и от Китая, где население превышает российское более чем в 10 раз — на одного жителя там приходится 40 квадратных метров.

На 2020 год также было запланировано увеличение жилищного строительства до 150 млн кв.м. Пик по этому показателю был достигнут в 2014—2015 годах — 85 млн кв.м. — следующие два года он постепенно снижался. В майских указах 2018 года Путин поставил задачу до 2024 года довести ввод жилья до 120 млн кв.м. По «Стратегии-2020» ежегодно должно было выдаваться 2,7 млн ипотечных кредитов. В 2018-м количество выданных ипотек в 2,5 раза меньше плана на 2020-й — 1,17 млн. С 2010 года средний размер построенных квартир уменьшается — 81 кв.м. до 52 кв.м. в 2018-м.

Инфраструктура: «Результаты ненулевые»

Реализация нескольких масштабных инфраструктурных проектов была запланирована в «Стратегии» на период с 2008 по 2020 годы. Платную скоростную трассу М11 между Москвой и Санкт-Петербургом собирались полностью открыть в 2018 году. Позже власти хотели успеть завершить ее строительство к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Большую часть трассы все-таки открыли, но завершение участков на подходе к Санкт-Петербургу отложили на 2019 год, а важный участок — обход Твери — на неопределенный срок.

Другой важный проект — Центральную кольцевую автодорогу в Подмосковье, которая должна соединить федеральные трассы и разгрузить МКАД, теперь обещают завершить к 2023 году. Пока готов только один участок — на территории Новой Москвы.

В планах было и строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ ЖД), на которых поезда могут развивать скорость до 350 км/ч. Ни одной такой дороги за 12 лет не построили и даже не приступили к реализации. Сейчас в правительстве идет процесс выбора таких проектов с перспективой строительства до 2024 года. Пока чиновники выбирают между ВСМ от Москвы до Казани или Санкт-Петербурга, или ВСМ Екатеринбург-Челябинск. Тем временем в Китае протяженность таких дорог составляет около шести тысяч километров, в Испании и Японии — около 2,6 тысяч, во Франции — 2 тысячи. В России самый «быстрый» железнодорожный участок — Москва-Санкт-Петербург — там поезд «Сапсан» может разгоняться до 200−250 км/ч.

Читайте также:  Украина перестанет публиковать авторов из России, Беларуси и Армении

Директор Института транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, который отвечал за транспортную часть «Стратегии» в редакции 2013 года, сказал «МБХ медиа»: «Власти нас, экспертов, слушают, но не все выполняют: прирост сети по магистралям был очень маленький, проекты можно по пальцам пересчитать. Но результаты ненулевые, прогресс был. Но в мировых рейтингах по автодорогам, мы как занимали место во второй сотне, так и занимаем. Был прогресс по развитию сети крупнейших агломераций. Москва сама по себе очень хорошо развивалась в эти годы».

«На самом деле за эти шесть лет были очень приличные подвижки в части инвестиций в инфраструктуру: морские порты, новые аэропорты в городах ЧМ-2018, например. По дорожной части: ремонт федеральных трасс стал финансироваться по техническим нормативам, а не как бог пошлет, и теперь 80% сети находится в нормативном состоянии», — дополняет он.

Блинкин считает, что для качественного рывка России стоит провести радикальную реформу, какой пока нет нигде в мире — ввести плату за пользование автодорогами в зависимости от их типа по километражу: «Но отношение населения к этому резко отрицательное. Здесь общественное неприятие сработало, а не нежелание властей идти на какие-то реформы. Вся прогрессивная общественность — горячие противники „Платона“ и платных парковок, а я оказался самым реакционером».

По его мнению, проблема финансирования не главная. Достройка ЦКАД и М11 затягивается из-за бюрократических проволочек, трудности с земельными участками. Строительство М11 было сильно задержано из-за конфликта с Химкинским лесом.

«Увеличены инвестиции в инфраструктуру? Да, увеличены, но не в тех цифрах, в которых мы насчитали», — признает эксперт.

Технологический прорыв: 0,3%

Удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится с 0,3 до 2 процентов в 2020 году — прогнозировало МЭР. По методологии ОЭСР в 2017 году он остался на том же уровне, что и в 2007 году с долей 0,3% и 30-м месте в мире. За эти годы Россия пропустила вперед такие страны, как Чехия, Польша и Израиль, и находится на уровне Дании, Румынии и Словакии.

Силовики вместо здравоохранения и образования

Расходы на здравоохранение должны были увеличится с 3,6% до 6−7% от ВВП — до уровня развитых стран. На деле доля этих расходов даже немного снизилась — до 3,4%. В Западной Европе этот показатель составляет 6−7%. В США 8,5% — плюс характерный для США большой объем частных вложений.

Расходы на образование за счет государственных и частных источников должны были составить 6,5−7% ВВП в 2020 году (2007 год — 4,8 процента). На деле к 2019 году они сократились до 3,5% ВВП. По новым майским указам их собираются поднять до 4%.

С 2013 по 2019 год федеральные расходы на «Высшее образование» упали с 661 млрд до 458 млрд руб. С 2012 по 2019 год федеральные расходы на «Общее образование» сократятся со 128 млрд до 14 млрд руб. С 2013 по 2019 год в 25 раз снизились федеральные расходы на дошкольное образование: с 77 млрд до 2,9 млрд руб.

Расходы на силовой блок при этом выросли до 5,7% ВВП. Например, в результате образования в 2016 году Росгвардии почти в два раза выросли расходы по статье «Внутренние войска».

«Государственное финансирование не сместили в пользу образования и здравоохранения, потому что деньги пустили на оборону, доля неэффективных расходов осталась также велика. Экономический рост и его темпы не являются главной задачей правительства», — сказал Кирилл Рогов.

К 2020 году в России должны были появиться 20 научно-образовательных центров мирового уровня. В «Стратегии» не указаны конкретные параметры оценки этих достижений. По рейтингу QS World University Rankings в сотню лучших университетов мира все последние годы входит только один российский вуз — МГУ, в 2018 году он на 90-м месте..

«Роль этой „Стратегии“ в развитии России оказалась незначительна, — признает Рогов. — Целиком к реализации ее так не приняли. Вскоре после публикации программы изменилась экономическая и политическая ситуация и тут уже всем было не до того».


 Курсы валют
Курс ЦБ
$  76.19
 92.13
 Новости партнеров
Loading...
Свежие записи
Лукашенко считает последний фильм Навального попыткой раскачать ситуацию
Население РФ впервые за 15 лет сократилось более чем на 0,5 млн
Партия на базе Справедливой России решила бороться за второе место в Думе
В Кремле ответили на вопрос об индексации пенсий
Президент обманутых надежд Зеленский
Новости дня России и мира 2021 · © ·Все права защищены Наверх