Студентов-целевиков будут наказывать рублем за отказ от работы на предприятиях


Плюсы и минусы целевого образования — когда предприятие отправляет студента для обучения в вузе с последующим трудоустройством — активно обсуждается сейчас специалистами и чиновниками. Глава Минобрнауки Ольга Васильева предлагает внести поправки в закон «Об образовании» и Бюджетный кодекс, чтобы после окончания вуза студенты-целевики отрабатывали потраченные на них средства в школах и на предприятиях, а не сбегали в другие, более прибыльные сферы. А представители образовательной общественности считают, что данные поправки могут поставить крест на целевом образовании в стране.

Фото: агнт москва

Система целевой подготовки и распределения была основой образовательной системы в СССР. Тогда практически каждый выпускник автоматически трудоустраивался по специальности, а в регионах не возникало проблем с кадрами. В 90-е годы после массового закрытия предприятий целевое образование практически умерло.

Однако сегодня в некоторых отраслях, в отдаленных регионах, деревнях и селах оно по-прежнему необходимо и востребовано.

В среднем каждый год по программам целевого приема и целевого обучения проходят подготовку около 250 тысяч студентов. Абитуриенты-целевики поступают в вуз по отдельному конкурсу. Как правило, средний балл ЕГЭ, необходимый для поступления, у таких студентов намного ниже, чем среднероссийский, поэтому поступить им гораздо проще. К тому же если на обычные места в вузах по стране в среднем претендуют 8 человек, то в последнее время конкурса на целевой прием нет как такового. Основная идея целевого обучения в том, что после получения образования выпускник должен отработать на определенном предприятии не менее трех лет либо вернуть деньги, потраченные на его образование.

Читайте также:  В России появится ГОСТ на светофоры

Однако, по словам Дмитрия Медведева, в данный момент система целевого обучения нормально не работает и выпускники отлынивают от целевой работы после окончания вуза.

«Сейчас приблизительно в половине договоров о целевом приеме для молодого специалиста не предусмотрены меры социальной поддержки, а в большинстве случаев в таких соглашениях вообще не указан срок, в течение которого выпускник обязан отработать на предприятии. То есть это, по сути, профанация. Получается, что трудоустройство вообще не предполагается или можно отработать фиктивно, хоть один день. В результате бюджетные деньги потрачены, а та или иная государственная структура, школа или больница так и не дождались молодого специалиста», — отметил премьер.

Министр образования и науки Ольга Васильева в свою очередь полагает, что многие проблемы целевой подготовки можно решить, введя поправки в закон «Об образовании» и Бюджетный кодекс, касающиеся договоров на целевое обучение.

«В основе должен лежать трехсторонний договор, заключаемый между образовательной организацией, заказчиком и абитуриентом. Заказчик обязан трудоустроить выпускника в организации, указанной в договоре, на должность, соответствующую уровню полученного образования. А студент после окончания обучения должен в течение не менее трех лет отработать в организации на условиях, прописанных в договоре. За неисполнение обязательств по трудоустройству с гражданина взимается неустойка, штраф в размере средств, затраченных бюджетом на целевое обучение», — отметила министр.

Читайте также:  «Уральские авиалинии» предложили пассажирам поменять Батуми на Магадан

При этом представители вузов, участвующие в программах целевой подготовки, отмечают, что нередко с проблемами сталкиваются и сами студенты. Зачастую после окончания обучения им попросту не находится места в школе или на предприятии либо им предлагают такую зарплату, на которую просто невозможно выжить. По сути, активно участвовать в данном вопросе должны сами предприятия. Однако в последние годы они все реже присылают запросы на целевые места. Очень много случаев, когда после окончания обучения студенту отказывают в работе, для которой он 5 лет и готовился, и отправляют ждать вакансии на неопределенный срок.

«В нашем вузе в последние годы возрастает количество желающих обучаться по целевой программе, а затем работать учителем в школе, — говорит специалист отдела развития образования ГСГУ Валерия Ковшина. — Проблема в том, что со школами очень трудно заключить договор, так как они не могут спрогнозировать, какие учителя им будут нужны через несколько лет. Кроме того, после перехода на систему бакалавриата у выпускников возникают большие проблемы с зарплатами. Ставку специалиста можно получить только после окончания магистратуры, а учитель-бакалавр получает в том же Подмосковье всего 12,5 тысячи, в других регионах эти цифры еще ниже. Естественно, видя такие зарплаты, выпускники всеми возможными способами увиливают от работы и идут в другие, более денежные сферы. Если студенты будут знать, что обойти закон невозможно, они просто перестанут идти на целевое обучение. Ведь за 5 лет многое меняется и в стране, и в головах студентов. Кто-то через 2–3 года понимает, например, что выбрал не ту профессию, а деньги нужно возвращать. Возможно, стоит заключать договор на целевое обучение не до приема в вуз, а на 2–3-м курсе, с теми, кому это действительно нужно для работы, а не для поступления вне конкурса».


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Курсы валют
Курс ЦБ
$  62.98
 70.65
 Новости партнеров
Loading...
Свежие записи
В Смоленске ученые РАН впервые исследовали места боев 1812 года
Россияне штурмуют Леонардо Ди Каприо с просьбой спасти Байкал
Мужчина отрастил очень длинные волосы, отказавшись от мытья головы на 40 лет
Женщина чуть ли не умерла после посещения стоматолога
Женщина захотела стать удобрением для деревьев
Новости дня России и мира 2019 · © ·Все права защищены Наверх