Три шедевра «до востребования»


Живопись русского авангарда — любимую и ценящуюся во всем мире — показывают в Еврейском музее и Центре толерантности. Анна Михайлова выбрала самые неожиданные работы выставки, собранной из региональных музеев.© РИА Новости. Илья Питалев | Перейти в фотобанкАнна Михайлова, специально для МИА «Россия сегодня»

На крупнейшей за последние годы выставке  «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев» в Еврейском музее и Центре толерантности вы увидите работы только из региональных собраний.

Не Третьяковкой единой

Сотня полотен из 19 городов России охватывает все направления самого востребованного периода в отечественной живописи прошлого века.

Здесь есть звездные имена — Кончаловский, Ларионов, Гончарова, Шагал, Лентулов, Рождественский, Малевич и художники, чьи картины вы едва ли встретите в каталогах и антологиях. Тем интереснее переходить от стены к стене, удивляясь, как такие разные работы оказались собраны вместе.

© Фото: предоставлено Тульским областным художественным музеемВасилий Кандинский «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин». 1910-е гг.

Эту картину 1919 года привезли из Тульского областного художественного музея. Как и еще три представленные здесь работы Кандинского (из Нижнего Новгорода, Астрахани и Козьмодемьянска), она оказалась в провинции в рамках проекта отдела ИЗО Наркомпроса «Формирование музеев живописной культуры». Новаторская идея Кандинского состояла в том, чтобы отправлять работы авангардистов в города, где есть художественные училища, чтобы студенты могли учиться передовым техникам. К 1920 году специальная комиссия успела скупить почти две тысячи работ у 415 художников, распределив более половины из них в 30 музеев в разных регионах России. Однако вскоре проект, как и сам русский авангард, отвергли, как «не соответствующий времени». Произведения, тем не менее, возвращать из провинции не стали, там они и пылились в запасниках до конца прошлого столетия, до востребования.

© Фото: предоставлено Саратовским государственным художественным музей имени А.Н. РадищеваКазимир Малевич. «Городок»

Словосочетание «неизвестный Малевич» сегодня звучит почти абсурдно. Мало о ком из русских художников столько рассказано и показано. Тем не менее, одна из первых картин нынешней выставки — это «Городок» Малевича из Саратовского государственного художественного музея им. Радищева. Подпись под крошечной картиной 1910 года, выполненной гуашью на картоне, перечитываешь несколько раз. В голове крутится: «Какой же это Малевич?» Идиллические домики, розовые облака, цветущие деревья — Малевич-импрессионист, но никак не автор «Черного квадрата». Вот за такими нетипичными, а иногда и действительно совершенно неизвестными работами на выставку стоит идти в первую очередь.

© Фото: предоставлено Нижегородским государственным художественным музеемОльга Розанова. «Натюрморт (Розовые цветы)»

Чудесный натюрморт Ольги Розановой 1911-1912 годов прибыл в Москву из Нижегородского государственного художественного музея. Несмотря на то, что у Розановой очень узнаваемый стиль, при подготовке этой выставки куратора Андрея Сарабьянова ждали два открытия. В краеведческом музее Ельца под видом «Композиции» неизвестного художника обнаружилась не учтенная ни в одном каталоге картина Розановой «Пожар в городе». Еще одна её неизвестная работа из серии «Распыление цвета» нашлась в Архангельске.

Загадочный «Клоп»

С музеем Ельца связан и забавный казус, подаривший выставке еще один неожиданный шедевр.

«Тут есть картина Ивана Клюна из Ельца, — рассказал РИА Новости Андрей Сарабьянов. — У них она называлась Неизвестный художник «Футуристический рисунок к пьесе Маяковского «Клоп». Почему «Клоп»? На обороте подрамника была маленькая бумажка вклеена, там было написано «Клюн» не очень разборчивым почерком, прочитали как «Клоп», и, соответственно, «Клоп» — это кто? Это Маяковский у нас. Так она и осталась, думаю, лет 50 в рулоне лежала на полках в запаснике, а потом уже в постоянной экспозиции появилась».

Продолжение следует

Казалось бы, чтобы охватить все направления русского авангарда нужно объехать полстраны или как минимум провести день в Третьяковской галерее. На деле же хватает одного зала, с самым востребованным.

Сотня картин более шестидесяти художников — это лишь первая часть выставки, поделенной хронологически на до и после 1918 года. Вторую экспозицию музей планирует показать через год. 


Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Курсы валют
Курс ЦБ
$  63.23
 70.43
 Новости партнеров
Loading...
Свежие записи
Минтруда России предлагает платить предпенсионерам стипендию во время обучения
Россияне считают, что в Конституцию РФ нужно внести поправки
Названа причина нарушения прав россиян
Порошенко закидали яйцами на Майдане
Российские подростки рассказали о своих предпочтениях в еде
Новости дня России и мира 2019 · © ·Все права защищены Наверх