Телескоп Уэбба разглядел силикатные облака на планете VHS 1256 b

Новости дня России и мира
31 Март 2023
Технологии

Телескоп Уэбба впервые наблюдал за турбулентной атмосферой экзопланеты VHS 1256 b

Фото: NASA / Getty Images

Космический телескоп имени Джеймса Уэбба (JWST) впервые позволил астрономам наблюдать за атмосферой экзопланеты, находящейся примерно в 40 световых годах от Земли. Облака на этой планете состоят из силикатов, а сама газовая оболочка постоянно перемешивается в течение 22-часового дня, что делает VHS 1256 b самым переменчивым объектом планетарной массы. Препринт статьи опубликован в репозитории arXiv.

VHS 1256 b находится в двойной системе, а период орбиты составляет около 10 тысяч лет. Она удалена от родительских звезд на расстояние, которое в четыре раза превышает расстояние от Солнца до Плутона, что делает ее удобным объектом, имеющим атмосферу, для наблюдения с помощью JWST. Астрономы провели наблюдения за верхними слоями атмосферы планеты, используя спектрограф ближнего инфракрасного диапазона (NIRSpec) и прибор среднего инфракрасного диапазона (MIRI).

В облаках, температура которых достигает 815 градусов Цельсия, были выявлены как мелкие, так и более крупные частицы силикатной пыли. Присутствие силикатов объясняется тем, что VHS 1256 b имеет низкую гравитацию, поэтому частицы могут продолжительное время оставаться в верхних слоях атмосферы, где JWST может их обнаружить. Кроме того, турбулентность объясняется небольшим возрастом планеты, насчитывающим всего 150 миллионов лет.