Вечность – понятие абстрактное? Конечно, если смотреть на неё из своей теперешней жизни, с позиции человека, лишённого памяти души! Но что, если каждому отпущено бессчётное количество тысячелетий? Если нам суждено возвращаться вновь и вновь в подлунный мир, чтобы расти, совершенствоваться, исправлять старые ошибки и совершать новые?
На страницах фэнтезийного романа «Переплетения смерти» Анна Плеханова задумывается над множеством философских сентенций, теологических концепций и психологических проблем личности в разные периоды своего духовного развития. Мистическое становится почвой, на которой произрастает вполне реальное, материальное и принципиально значимое для простого человека в рамках отмеренного ему на Земле времени.
Реинкарнация – стержень, вокруг которого строится сюжетная линия. На протяжении веков люди пытались понять, что с ними станет после смерти. Анна Плеханова в принципе отрицает такое понятие. «После смерти человек сбрасывает с себя плотное тело, нужное для проживания на Земле. Под ним остаётся его истинная сущность, которую уже невозможно спрятать». Вновь и вновь воскрешая своих героев, она доказывает, что путь души не заканчивается, как только сердце перестаёт биться. Он продолжается и ведёт дальше, в неведомое будущее или, может быть, в прошлое. Это своего рода игра, в которую «жизнь и смерть играли со мной, не объясняя правил».
Из концепции реинкарнации вытекает концепция вечности и, как следствие, бесконечности времени. Если жизнь следует за жизнью, значит ли это, что каждое событие, каждая эмоция, каждое переживание в конечном итоге повторится? А если так, невольно напрашивается следующий вопрос, имеющий вполне практическое значение: перестаёт ли быть бесценным каждое мгновение и наши собственные чувства в произвольно выбранный временной отрезок? «Время, наполненное любовью, нежностью, счастьем, осталось где-то в далёком прошлом. И вернуться туда не представлялось возможным. Утеряно ли оно безвозвратно или же переродится в нечто новое, но такое же волшебное и захватывающее, как раньше?» – вопрошает писательница устами своей героини и вместе с читателем ищет ответ.
Перерождения души, которая по какой-то неведомой ошибке мироздания не лишается своей памяти, позволяют увидеть прогресс, происходящий с нею по истечении столетий. Развитие героини, её эмоциональный, духовный и интеллектуальный рост хорошо прослеживаются, как и причинно-следственные связи перемен. Писательница рассматривает психологическое преображение как естественный процесс, позволяющий в конечном итоге стать «неотъемлемой частью мироздания, наполненного огромной силой любви и волшебным светом жизни». И именно это, на самом деле, является целью, ради которой человек вступает на путь реинкарнаций.
Любовь в рамках данной идеологии оказывается метафорой самой жизни и огненным мечом в войне против смерти. Вслед за героями, пережившими все свои трансформации, читателю придётся решить, что такое любовь: «выдумки поэтов и неудавшихся романтиков» или «слепая, таинственная, необъяснимая» сила, ведущая по тернистому пути бытия через небытие прямиком к истокам вечности.
Несмотря на то, что произведение Анны Плехановой прежде всего философское, ему присуща динамика, которую обеспечивают многочисленные приключения. Сюжет начинает развиваться в современном мире. Однако ещё до того, как читатель успел понять, о чём же пойдёт речь, кем является героиня, чего она хочет и к чему стремится, автор вдруг делает крутой поворот, перетасовывает карты и отправляет своего читателя, изумлённого и недоумевающего, в средневековый замок, живущий по своим законам. Смена декораций ошеломляет и происходит буквально за секунду. Её едва хватает, чтобы сообразить, что конкретно произошло и почему. Но растерянность самой героини вновь ставит в тупик, сбивает с мысли и заставляет сомневаться в собственных выводах. А новые приключения, очередные драмы, головокружительные переживания и, наконец, главная завязка сюжета стремительно надвигаются, чтобы опять переместить человека, держащего в руках книгу, во времени и пространстве, но на этот раз в будущее, а потом дальше, ещё дальше… Так, шаг за шагом, раскрывается представление писателя о мироздании, его законах и правилах. При этом, вне зависимости от того, в каком времени оказалась героиня, её окружение и все события прорисованы необычайно убедительно и достоверно благодаря высокой детализации как психологических портретов, так и типичного для выбранной эпохи антуража.
«Переплетения смерти» – роман, в котором невероятно много граней, совмещённых между собой под разными углами. В результате получается удивительная и неповторимая геометрическая проекция бытия, способная удивить и преподнести немало сюрпризов, растопить сердце и подарить романтические переживания, волнующие кровь. Но главное достоинство произведения заключается в том, что мыслительный процесс, разбуженный сюжетной линией, не заканчивается на последней строке. Ещё долго читатель пытается сопоставить мнение писателя со своим собственным и с трудами философов, теологов и психологов, которые ему доводилось видеть прежде.