МТЛБ (Многоцелевой тягач легкий бронированный) — представляет собой высокоскоростной вездеход способный доставлять людей и перевозить различного характера грузы в закрытой отапливаемой конструкции кузова в местах с большими снеговыми заносами, а также по труднопроходимому бездорожью и топких грунтах.
Также данный тягач может эффективно быть использован для установки на его гусеничном шасси различного вида технологического оборудования. Такая спецтехника на сегодня приносит большую пользу во время геологических разведок, при обустройстве покрытия дорожного полотна, для охоты в местах с трудной проходимостью и в качестве техники для буксировки различного вида прицепов.
Конструкция вездехода состоит из кабины цельнометаллической с двумя посадочными местами и закрытого типа кузова с вместимостью до 11 человек. Также можно применять его для перевозки различных по назначению грузов.
Моторное отделение в данной технике имеет важную особенность и конструктивно сделано так, что к его узлам и деталям есть свободный доступ. Управляющий вездеходом сможет в действие привести предпусковой подогреватель и произвести запуск двигателя, а также включить ряд других важных систем тягача.
Для более комфортного использования многоцелевого тягача в местах с низкими температурами, разработчики оснастили его дополнительным отопителем, который стал эффективным дополнением штатной «печки». Их возможности позволяют создавать нужную температуру, как в кабине водителя, так и для пассажиров.
Конструкция кабины тягача имеет широкий обзор, что способствует уверенно в дневное и в ночное время управлять машиной. Для более комфортного обзора в ночное время предусмотрены две ярких фары и фара-искатель.
Сразу же после окончания войны в Советском Союзе был разработан и выпущен бронированный тягач типа АТ-П. Его основное назначение на то время была буксировка противотанковых орудий и артиллерийских гаубиц с калибром, не превышающим 122 мм. По истечении небольшого времени ему на смену пришел бронированный многоцелевой тягач МТЛБ, который предназначался для транспортировки противотанковых 100-миллимитровых пушек Т-12, а уже позже его стали применять для выполнения и других военных важных задач.
Описание устройства конструкции
Ходовая часть конструкции вездехода предполагала существование в ней торсионной подвески с шестью катками для опоры по бокам, которые подобные легкому плавучему танку ПТ-76 и бронетранспортеру БТР-50 и их ведущему ленивцу расположенному сзади и переднем колесе. Гусеница изготовлена по стандартному размеру 350 мм, но для ведения эффективных боевых действий на дорогах занесенных снегом или же на мягком грунте, для того чтобы понизить удельный вес на почву и тем самым увеличить проходимость были сделаны гусеницы с широкими траками 565 мм. В районах Заполярья Советского Союза МТЛБ использовался как БМП. Большая часть имеющихся деталей гусеничного шасси МТЛБ стали применяться и в специальных видах бронированной техники.