Бесчинства сомалийских пиратов благополучно канули в океанскую пучину несколько лет назад. Объединёнными усилиями мирового сообщества захваты гражданских судов полностью прекратились. Свободе судоходства на одном из самых оживлённых перекрёстков мировой торговли больше никто не угрожает.
Мировое сообщество обладало абсолютным силовым превосходством над сомалийскими флибустьерами – как атомный авианосец над утлой шлюпкой. Мировое сообщество имело подавляющее преимущество во всех рычагах воздействия на ситуацию – от политических и информационных до агентурных и электронных. Мировое сообщество было полностью единым и чрезвычайно решительным.
Техническое обследование зданий и помещений, можете ознакомится с источником.
Но победа была одержана не только принуждением к законопослушности – в ликвидацию сомалийского пиратства был внесён весомый финансовый вклад. Проще говоря, рентабельность разбоя существенно снизилась и целые флотилии «джентльменов удачи» сменили род деятельности.
Риски и убытки перевесили возможную прибыль. Данный опыт актуален и за тысячи километров от Африканского Рога.
Более месяца назад украинские пираты в форме пограничников выиграли морской бой у российского рыболовного судна «Норд». Взяли его в плен и отконвоировали в порт (Сомалиленда) Бердянска. Благодаря наличию штатного вооружения и беззаконной наглости. Судно вёло промысел в 15 милях от украинского берега, в районе Обиточной Косы.
До момента задержания «Норда» действовали все украино-российские соглашения об Азовском море и действуют до сих пор. В частности, договор 2003 года признаёт это море внутренними водами обоих государств и допустимость рыбной ловли судами обеих стран – без специальных разрешений и без нарушения 12-мильной пограничной зоны.
Захват «Норда» является актом государственного разбоя и сопровождается мелочными пакостями захватившей стороны.
Захват не имеет законных оснований, судно не дошло до украинских территориальных вод около 3 миль, т.е. более 5 километров.
Команде из 10 человек вменяется в вину отсутствие украинских документов и разрешения бердянского порта на выход в море. Обе претензии абсурдны – у моряков имеются аутентичные российские документы, для промысла в Азовском море разрешения бердянских чинуш не требуется.
Десять граждан России более недели силой удерживали на «Норде» в ухудшающихся санитарных условиях. На сейнере гнили (и продолжают гнить) несколько тонн рыбы. К нашим соотечественникам не пускали адвокатов и представителей посольства. Чинили препятствия в обеспечении продуктами и водой, медицинской помощью и электричеством. Мешали нормальной работе судового оборудования в совершенно аномальной ситуации. Завели уголовное дело о нарушении правил выезда из Крыма с максимальным сроком наказания до 5 лет тюремного заключения.
От моряков и капитана «Норда» требовали признать украинское гражданство и на этом основании покинуть Украину. Миллионы гастарбайтеров не могут ошибаться, да. Киевским деятелям вручены четыре дипломатические ноты с требованием немедленного освобождения граждан России. Совершенно множество демаршей, сделано ещё больше заявлений, но судно и команда и ныне там, где им не место.
Многочисленные призывы к здравому смыслу и к элементарной адекватности, публичные и закулисные мероприятия подействовали слабо. Только 6 апреля российские моряки получили возможность покинуть опостылевшее судно, днём позже их оштрафовали, но выехать в Россию не позволили.
И не позволяют по сей день, лишь двум из десяти моряков удалось покинуть «гостеприимную отчизну» авиарейсом через Минск. Капитана продолжают вызывать в суд и периодически укладывать навзничь с гипертоническим кризом. Он и сейчас находится на больничной койке!
Кризис принуждения «Возлюби отчизну!» длится более пяти недель. Россияне подъезжают к пунктам пограничного пропуска, происходит диалог а-ля Простоквашино, нужных документов не обнаруживается, составляется протокол, граница на замке. Люди остаются заперты в тюрьме размером с крупную европейскую страну.
Дело «Норда» обрело токсичность не хуже пресловутого «Новичка» и вполне реально, в отличие от мелодраматичной постановки в Солсбери. Оно показывает подлинное отношение постмайданной власти ко всем крымчанам, но глобальные эффекты следует оценивать после освобождения конкретных людей.
Упование на здравомыслие и порядочность украинских властей, на соблюдение ими собственного законодательства и своих же (шкурных) национальных интересов исчерпало все разумные сроки действия. С тем же успехом можно было уговаривать сомалийских пиратов: «Вы это… того… не безобразничайте!»
Такие уговоры не действуют без силовой компоненты. Но и выводить Черноморский флот РФ в Азовское море, барражировать авиацией над горячими головами, сопровождать каждое российское гражданское судно или высаживать спецназ со спасительной миссией нет никакой надобности.
Безопасность судоходства в Азовском море и особенно в районе Керченского пролива за последний месяц серьёзно ухудшилась. Тем более накануне торжественного ввода в эксплуатацию Крымского моста.
Воинственные заявления украинских националистов с обещаниями диверсий против 19-километрового сооружения подтвердились пиратскими действиями официальных властей. Подтвердились издевательским отношением к гражданам РФ. Подтвердились игнорированием международного права и претензиями пиратов на хорошо изученную роль «Мы – жертвы, Help!»
Организация судоходства в Керченском проливе обеспечивается Россией, для судов под любым флагом. Назрела необходимость тщательного досмотра всех судов, следующих через российские воды в порты Бердянска и Мариуполя, а также исходящих рейсов.
Продолжительность досмотра и всевозможные издержки вторичны, безопасность понад усе!
Ежегодный товарооборот Бердянска составляет 2.4 млн. тонн (90% экспортных грузов), Мариуполя 6.5 млн. тонн (85% экспорта).
Или 750 тысяч тонн ежемесячно, издевательство над нашими моряками длится дольше.
Пока риски и убытки от задержания «Норда» не повиснут на организаторах пиратства неподъёмной ношей, они будут толкать навозный шар провокации с энтузиазмом жуков-скарабеев.