По случаю отмечаемого 10 марта Дня архивов в России руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов поделился некоторыми интересными данными по своему ведомству, а также планами на ближайшее будущее.
фото: pixabay.com
Даже для непосвященного человека масштабы «документальных закромов», собранных в нашей стране, выглядят очень впечатляюще. Только в шестнадцати федеральных архивах России хранится сейчас 43,8 миллиона дел. В региональных архивах – более 250 миллионов дел. Самые древние из документов датируются Х веком!
Лучшие трактора от производителя https://motokosmos.com.ua/t15s.
Конечно, не все архивные материалы доступны «простым смертным». Как рассказал Андрей Артизов, по состоянию на 1 января 2016 года в закрытых фондах российских федеральных архивов находилось около 1,1 миллиона дел, снабженных грифом «секретно» – то есть около 4% от общего количества всех имеющихся на хранении документов. В архивах регионов таких засекреченных материалов почти 2 миллиона (1,3%). Однако количество документов в спецхранах неуклонно уменьшается, – на протяжении уже нескольких лет постоянно работают комиссии по рассекречиванию, которые своим решением могут снимать гриф «секретно» с тех или иных материалов.
В 2016 году благодаря работе таких комиссий стали общедоступными 11 тысяч прежде засекреченных архивных дел. (Тут уместно привести еще одну любопытную цифру, услышанную от Андрея Николаевича: из всего, что представляется архивами на рассекречивание, около 10% документов комиссии все-таки оставляют с прежним статусом секретности.) Что ж, если провести с упомянутыми главой Росархива численными данными простейшую арифметическую операцию получится, что, если процесс и дальше пойдет такими темпами, то «всего лишь» через 300 лет в России вообще не останется засекреченных архивных документов.
Что касается новых поступлений в наши архивы, то с этими документами все в порядке: как сообщил г-н Артизов, вопросов о закрытии для общего доступа каких-то фондов дополнительно к прежде существовавшим даже не возникает.
За минувший календарный год «закрома» Росархива пополнились полутора миллионами новых дел. Под опеку специалистов-архивистов перешли массивы документов из РЖД, Большого театра, вся проектная документация на олимпийские объекты в Сочи… Кроме того поступили документы из личных архивов выдающихся деятелей искусства прошлых лет – театрального режиссера Мейерхольда, певца Марка Бернеса, композиторов Богословского и Свиридова…
Полным ходом реализуется совместно с Минобороны масштабный проект – оцифровка хранящихся в архивах карточек потерь в 1-й мировой войне (за период с 1914 п о 1918 гг.). В общей сложности таких карточек, где приведены данные на убитых и раненных наших воинов, – 10,2 миллиона. Из них уже переведены в электронный вид около 6,5 миллионов, в том числе 2 миллиона недавно выложены на сайте в интернете.
Один из парадоксов, отмеченных архивистами в ходе реализации этого проекта: среди переводимых «в цифру» учетных карточек им попалась одна, в которой упоминается погибший прапорщик Михаил Тухачевский. – Речь о том самом легендарном советском маршале, который известен всем. Оказывается, во время Первой мировой он был ранен и считался умершим, а потом «воскрес». Увы, для того, чтобы через два десятка лет быть расстрелянным вместе с несколькими другими высшими военачальниками, чем-то не угодившими Сталину.
Рассказывая о планах своего ведомства на нынешний год, Андрей Артизов упомянул о важном для граждан – посетителей архивов, новшестве, которое скоро должны ввести. Будут утверждены новые правила работы в читальных залах архивов, согласно которым пользователи при желании смогут самостоятельно копировать необходимые им документы, не прибегая к услугам специальных сервисных служб архива. Конечно, это удобнее и дешевле.