Решена загадка аномальной планеты LTT 9779 b

Новости дня России и мира
3 Ноябрь 2023
Технологии

arXiv: рентгеновское излучение звезды сохранило атмосферу экзо-Нептуна

Изображение: Ricardo Ramírez Reyes / Universidad de Chile / phys.org

Астрономы Уорикского университета решили загадку аномальной экзопланеты типа нептун, которая располагается в необычайной близости от родительской звезды, в так называемой области нептуновой пустыни. Результаты исследования опубликованы в репозитории препринтов arXiv.

Нептуновой пустыней называют область в непосредственной близости от звезды, где наблюдается дефицит планет размером с Нептун с орбитальным периодом менее четырех дней. Такие планеты, как правило, теряют свою атмосферу и превращаются в скалистые ядра. Однако ученым известна по крайне мере один экзо-Нептун со значительной водородно-гелиевой атмосферой вблизи своей звезды — LTT 9779 b. Ее орбитальный период составляет всего 0,8 дня.

Чтобы определить, почему эта планета сохранила атмосферу, исследователи провели наблюдения с помощью рентгеновской обсерватории XMM-Newton. Оказалось, что звезда LT 9779 характеризуется очень низкой скоростью вращения вокруг своей оси, которая составляет всего 1,06 километра в секунду, то есть один оборот занимает около 45 дней. В то же время звезды с высокой скоростью вращения генерируют более мощные магнитные поля и, как следствие, сильное рентгеновское излучение.