Протест учителей против низких зарплат и родителей против бесконечных поборов в школах растет не по дням, а по часам. Волна возмущения резко пошла вверх, так как все обещания властной верхушки кардинально изменить ситуацию и даже майские указы президента 2012 года на деле неизменно оказываются мистификацией. Какое участие в обнищании российских школ принимает верховная власть, региональные департаменты и директора учебных заведений, как экономят на учителях и учениках в условиях резкого сокращения финансирования, разбирался корреспондент «МК».
Рекомендуем интернет магазин школьных досок http://mel-marker.ru.
«Неужели ты не понимаешь: у государства остро не хватает денег. Если не крутиться как уж на сковородке, школе просто придет конец», — еще в начале нынешнего кризиса говорил уважаемый мной директор одной из государственных школ. Что мы наблюдаем сейчас? Исправленный проект бюджета 2016 года также показал, что затраты на образование в России вновь снизились на 26,3 млрд руб., или на 4,6%. При этом ставка подушевого финансирования даже в столичных школах не индексировалась аж с 2011 года.
Между тем в голове рядового родителя постоянно звучат слова из «голубого экрана», что школы финансируются в должном объеме и могут закупать все необходимое для блага учеников. А дальше у недоумевающих пап и мам начинаются вопросы, почему в нашей школе продленка стоит 6000 рублей, а в соседней — всего 2000, или почему мама Кати с 8-го этажа не платит ни копейки в фонд своей альма-матер, а с нас требуют. По всему получается, что сейчас директора экономят кто во что горазд, иногда действительно на благо школы, а иногда и на благо собственного кармана и особо приближенных к нему лиц.
Школьный двор чудес
Так, родители одной из гимназий Санкт-Петербурга жалуются, что уже не первый год каждый класс должен платить ежемесячную дань в фонд школы — почти 15 тысяч рублей. Естественно, все оформляется как добровольное пожертвование, но отказаться от него практически невозможно. «Нас заставляют платить в том числе и летом, ссылаясь, что в частности эти деньги идут на туалетную бумагу и другие хозяйственные атрибуты, необходимые администрации», — рассказывают возмущенные родители. При этом данная школа занимает высокое место в рейтинге школ и дополнительным финансированием в виде грантов отнюдь не обделена. Хотя в учебном заведении того же Питера, которому не удалось попасть даже в топ-200, то есть заработать гранты, подобных поборов почему-то отродясь не было.
Расслоение по уровню поборов с родителей наблюдается во многих городах. Причем логика в этом расслоении прослеживается далеко не всегда. Где-то максимальные поборы на душу устанавливают элитные заведения, куда ломятся все, где-то, наоборот, — администрация школ, дела которых идут далеко не блестяще. Сложная ситуация складывается, например, в одной из городских школ.
— В нашем комплексе кулер установлен только в столовой, воды не хватает, на наши жалобы директор предлагает покупать воду в класс по 215 рублей у определенного поставщика, — рассказывает еще одна родительница. — То же самое происходит и во многих других комплексах. Дети бегают в туалет пить воду из-под крана. Но больше всего нас волнует глобальная проблема повсеместного отсутствия туалетной бумаги в школьных туалетах. Руководство ссылается, что нерадивые школьники ее разматывают и выбрасывают. Мы сами покупаем бумагу в класс. Дети вынуждены ее отматывать под крики однокашников «ха-ха… пошел какать». Это просто издевательство! Давайте тогда повесим держатель для бумаги перед входом в кабинет директора, пусть тоже перед походом в туалет у всех на глазах ее мотает. Вот и будет воспитание личным примером».
Правда, главное издевательство в истории с туалетной бумагой состоит в том, что в госзакупке хозяйственных товаров, объявленной в конце августа, для данного образовательного комплекса нет ни одного рулона туалетной бумаги, зато присутствует — внимание! — 2800 пластиковых щеток-насадок для швабр и 468 стандартных деревянных швабр для мытья пола. Несмотря на то что в комплекс входит 17 учреждений, все же любопытно было бы узнать, что с этими предметами в таком количестве делают уборщицы, ведь в советские времена те же деревянные швабры служили годами. Или это подготовка к трудовому воспитанию учеников в школе, которое недавно анонсировала министр Васильева?
Родители-марионетки
Проблема еще и в том, что после того, как школы стали самостоятельными заказчиками всех товаров и услуг, родители по большому счету находятся в неведении, что в реальности должна обеспечивать им школа, а что по собственному желанию могут покупать в класс они сами. Конечно, существуют многочисленные нормы и СанПиНы, но далеко не каждый может в них разобраться, к тому же часть директоров специально наводят тень на плетень, чтобы с целью все той же экономии чересчур не просвещать «зарвавшуюся» общественность.
Поэтому нередки случаи, когда ту или иную покупку, совершенную родителями по доброй воле, часть взрослых воспринимает как требование директора. Происходит это от отсутствия простой и прозрачной информации о том, чем конкретно по нынешним нормам должны обеспечивать учебные заведения школьников. Правда, и директорам некоторые родительские покупки оказываются очень на руку. Так, заслуги за приобретение ряда глобальных вещей из серии «кулер или шкафчики для обуви» можно спокойно присвоить себе, выполнив план по оснащению учебного заведения.
Множат мнимую значимость родительской общественности хитрые заигрывания с ними Департаментов образования, подконтрольных городу общественных родительских организаций и по большей части марионеточных на данный момент управляющих советов школ.
— По большому счету многие директора школ хотят от пап и мам лишь одного: чтобы они никогда ни под каким предлогом не выносили сор из избы и не писали жалобы в Департамент образования, — рассказывает родительница школьника из Волгограда, входящая в управляющий совет своей школы. — Чтобы предотвратить утечку, современные директора создают свою электронную почту и зачастую даже раздают номер мобильного телефона всем желающим. А на деле добиться реального результата через администрацию практически невозможно, обычно все заканчивается лишь обещаниями. К тому же, если от родителей класса поступает слишком много жалоб, всех собак спускают на классного руководителя. По мнению руководства, учитель должен работать так, чтобы родители не жаловались. В результате получается, что, если, допустим, ребенка плохо кормят в столовой, а взрослые пожаловались на это директору, вместо того чтобы проверить качество продуктов, администрация устраивает выволочку учителю.
— Такую политику администрации школ опять же провоцирует государство, из года в год сокращающее и так нищее финансирование образования в стране. Несмотря на рассуждения чиновников о том, что условия обучения в школах становятся лучше день ото дня, на деле все совсем не так. Например, недавно были изменены СанПиНы, которые запрещали набирать в класс более 25 человек. Теперь норма прописана таким образом, что в класс можно набить сколько угодно детей, ведь их количество исчисляется «…в зависимости от кубатуры помещения». То есть в класс с большой «кубатурой» можно напихать и сотню учеников. А для директора, соответственно, каждый новый ученик — это дополнительные деньги, финансирование-то подушевое! Зачем открывать дополнительный класс, платить деньги еще одному учителю, если есть возможность «повесить» побольше учеников на уже имеющихся сотрудников. О том, каким будет качество образования, в такой ситуации уже никто не задумывается…
Всеобщая школьная экономия наносит удар не только по здоровым школьникам, но и по детям с ограниченными возможностями, которым перенести резкое ухудшение условий обучения еще сложнее. Так, в одном из государственных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями почти все школьные автобусы, предназначенные для доставки детей в класс, уже 2-й год находятся на ремонте. В результате на торжественной линейке 1 сентября большинство детей смогли поприсутствовать лишь виртуально. Да и количество очных занятий в школе, которые нравятся детям и положительно сказываются на их развитии, под предлогом отсутствия транспорта сокращается день ото дня. Все просто: дистанционные уроки обходятся школе значительно дешевле, чем обучение детей-инвалидов в стенах учебного заведения.
Работай на тысячи, получай копейки
Не меньше учеников страдают от экономии на образовании и учителя. Этой осенью в свой профессиональный праздник педагоги по всей России провели протесты и митинги против сокращения зарплат и увеличения нагрузки. «Служением сыт не будешь!», «Обеспечить педагогам среднюю зарплату по региону за ставку 18 часов», «Российскому образованию — достойный бюджет», «Дайте учителям работать с детьми, а не с бумагами!» — развернутые плакаты полностью отражали настроения и основные проблемы в учительской среде.
— Стремясь выполнить майские указы президента о повышении учительских зарплат, директора школ в условиях экономии навешивают на педагогов все больше и больше основных и дополнительных часов, — объясняет заслуженный учитель РФ, работающий в одной из гимназий. — При этом зарплата на нашу стандартную ставку — 18 часов — остается нищенской. Большинство из нас вынуждены трудиться по 24, а то и по 36 часов в неделю, а это для нашей профессии запредельная нагрузка, которая неминуемо приводит к резкому ухудшению качества преподавания. Ведь учителю нужно не просто провести урок, но и готовиться к нему, проверять тетради, не говоря уже о повышении собственной квалификации, самообразовании. К тому же в условиях торжествующей в стране бюрократии на педагогов сыплется еще и бесконечный ворох бумаг.
Реально достойную заплату в школе получать можно, но для этого учителю нужно брать дополнительные часы, по возможности вести продленку или платные кружки, то есть на деле проводить в учебном заведении по 10–12 часов в день. К тому же сейчас все чаще учителя оказываются в унизительном положении — на них оказывают давление администрация школы с одной стороны и недовольные родители — с другой. Если при «совке» скорее родители боялись и уважали учителя, то теперь все перевернулось с ног на голову, и педагогов постоянно в чем-то обвиняют. А директор в любой момент под разными предлогами может лишить учителя стимулирующих выплат или урезать его часы. К тому же в стране все чаще происходят массовые сокращения сотрудников образования, поэтому педагоги боятся, что школа просто-напросто не продлит с ними трудовой договор на следующий год. И это тот дамоклов меч, под угрозой которого учителям приходится терпеть любой произвол со стороны администрации, чтобы не оказаться на улице.
Директора школ, несмотря на их видимое могущество в глазах педагогов, также оказываются заложниками системы экономии. С одной стороны, они по рукам связаны 278-й статьей Трудового кодекса, которая позволяет учредителю, то есть региональному Департаменту образования, уволить их без объяснения причин, а с другой — на них оказывает давление родительское сообщество. Любая жалоба, отправленная законным представителем ребенка в Департамент, может при определенных обстоятельствах привести к увольнению директора.
Конечно, директора бывают разные, кто-то заслуживает не только увольнения, но и более серьезного наказания в соответствии с УК. Но тяжко приходится и тем руководителям, которые даже в нынешних условиях переживают за судьбу школы и качество образования ее учеников, а не только за собственное финансовое благополучие.
О том, как живется в наше время директору школы, на условиях анонимности «МК» рассказала одна из руководителей учебного заведения Подмосковья, не так давно переставшая занимать эту должность:
«Положение директора школы в наше время весьма сложное, хотя доходы большинства весьма соразмерны их непростой работе. Реально денег, выделяемых департаментом любой школе, не хватает на нормальные выплаты учителям по стандартной ставке, на достойное обеспечение учеников всеми необходимыми учебниками и на современный уровень хозяйственной деятельности школы. При этом сказать открыто директор об этом не может — его задача, наоборот, всячески прикрывать вышестоящие организации от общественного недовольства и брать весь удар на себя. Отсюда и начинаются различные уловки экономии со стороны директоров школ, а вот на их масштабы уже влияет человеческий фактор. Кому-то нужно свести концы с концами, чтобы школа работала, а ученики получали знания. Для кого-то при недостатке средств нужно еще и как можно больше урвать самому — тогда и экономия становится заметней, и поборы в школе масштабней. В любом случае, после того как школы в стране стали самостоятельно распределять свой бюджет и заказывать товары и услуги, любой директор, независимо от его личных качеств, вынужден крутиться как белка в колесе и находиться под постоянным давлением сверху, и что-то кардинально изменить в системе он не в состоянии».