В марте Porsche объявил о лучших финансовых результатах в своей истории. Выручка и прибыль немецкого производителя выросли на 25% всего за год. Однако эксперты Business Insader отмечают тенденцию, которая в ближайшие годы может сыграть с брендом очень плохую шутку.
В 2013 году Porsche заявила о марже 19% (разница между стоимостью продукта при его производстве и стоимостью, на которую он был продан). Через год — 18%, а в 2015 — 16%. Маржа является одной из лучших в автомобильной промышленности, и это делает компанию одной из самых успешных за последнее время.
В целом, бренд наиболее известен своими спортивными автомобилями, но две самые популярные модели — кроссоверы Cayenne и Macan. На их долю в 2015 году пришлось 68% продаж. Из 225 000 автомобилей, проданных на рынке, 80 000 принадлежали Macan и 73 000 — Cayenne.
Именно большой интерес к этим двум моделям превратился для Porsche в палку о двух концах. Для большинства производителей продажа внедорожников — самый надежный источник высокой прибыли. Проблема немцев в том, что их стартовая цена ниже, чем у двух следующих моделей линейки — 911 и Panamera.
В целом — чем дешевле машина, тем меньше прибыль от нее. В этом случае у Porsche есть то преимущество, что он является частью VW Group и обладает его технологиями. Это может сэкономить значительную сумму денег на разработке модели.
Однако в Porsche ситуация иная. Пример Macan весьма показателен — он основан на платформе Audi Q5, но в целом 70% его компонентов отличаются. К ним относятся дорогой двухцилиндровый двигатель V6, двухступенчатая муфта PDK и информационно-развлекательная система.
Macan выходит на рынок по ценам выше, чем у Cayenne, дебютировавшего 14 лет назад. В Соединенных Штатах меньший кроссовер стоит от 52 600 долларов, но на самом деле продается по цене от 60 до 62 тысяч долларов. Для Cayenne стартовая цена составляет 58 300 долларов, но после добавления дополнительных услуг сумма обычно превышает 70 000 долларов.
В то же время седан Panamera стоит от 78 100 долларов, но почти всегда выходит из автосалона по цене от 90 000 до 100 000. У 911 базовая версия стоит 89 400 долларов, но даже там цены выше 100 000 долларов.
Конечно, есть и версии Cayenne Turbo S, стоимость которых приближается к 200000 долларов. На Panamera Exclusive Series цены начинаются от 263 900 долларов, а на 911 Turbo S Cabriolet — от 200 040 долларов.
В целом же до выпуска Macan в Porsche удавалось поддерживать средний ценовой диапазон своих моделей в пределах 90 000 — 100 000 долларов. После появления кроссовера она упала до 85 000 — 95 000 долларов. И есть опасность, что она еще больше уменьшится после появления еще более доступной версии маленького кроссовера с 4-цилиндровым двигателем.
На первый взгляд это не влияет, но именно уменьшение полей скрывает некоторые подводные камни. Суть в том, что для получения той же прибыли Porsche придется продавать все больше и больше автомобилей. На данный момент это не проблема, у компании все отлично. Но если экономика внезапно рухнет, все может ухудшиться.
Всего несколько лет назад Porsche пришлось продать два 911 S, чтобы получить доход в размере 250 000 долларов. Теперь для того же им нужно 3 Cayenne или 4 Macan. Конечно, рынок моделей SUV больше, чем у спортивных автомобилей. Но 3 или 4 сделки скрывают гораздо больше рисков, чем две.
Это опасная игра, в которую пока что Porsche с радостью играют, но когда-нибудь об этом ничего не известно. Тем более, если интерес к кроссоверам вдруг упадет, специалисты Business Insader’s категоричны.